О контрактной системе закупок

Закон о Федеральной контрактной системе вступил в силу с 1 января 2014 года.

 

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о ФКС).

Утратил силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон о госзакупках).

Этапы реализации Закона N 44-ФЗ 

 

1 января 2014 г. — вступление в силу закона № 44-ФЗ: основные положения, новые процедуры, новая система контроля.

1 января 2015 г. — планирование на 2016 год, ввод в эксплуатацию Единой Информационной Системы (ЕИС).

1 января 2016 г. — контрольные полномочия Федерального казначейства, централизация закупок.

1 января 2017 г. — каталог товаров, работ и услуг.

 

Причины перехода к ФКС

 

  • был исчерпан потенциал законодательства РФ о размещении заказов, внесение в него изменений не позволяло решать проблемы в сфере закупок; 
  • возникла необходимость системного подхода к закупкам и эффективного расходования бюджетных средств; 
  • назрела необходимость перехода от процедурного регулирования сферы закупок к усилению ответственности за достижение конечного результата; 
  • необходимо было сократить коррупционные риски, повысить прозрачность закупок средствами единой информационной системы, института общественного контроля, мониторинга закупок. 

 

Цели Федерального закона № 44-ФЗ 

 

  • Внедрение системного подхода в сферу планирования и осуществления закупок.
  • Обеспечение гласности и прозрачности сферы закупок.
  • Предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. 

 

Понятие «контрактная система в сфере закупок» 

 

— это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. 

 

Участники системы: 

 

  • федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок; 
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок; 
  • иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; 
  • заказчики; 
  • участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями); 
  • уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации; 
  • операторы электронных площадок. 

 

Принципы контрактной системы в сфере закупок 

 

  • Открытость и прозрачность 
  • Конкуренция 
  • Профессионализм 
  • Стимулирование инноваций 
  • Единство контрактной системы в сфере закупок 
  • Ответственность за результативность и эффективности осуществления закупок.

 

Изменения в правилах осуществления госзакупок:

 

  1. Вся система госзакупок преобразована в федеральную контрактную систему, которая  регулирует процесс определения государствееных и муниципальных нужд, его обоснование, планирование, размещение заказа и исполнение контракта.
  2. Вводятся преференции отечественному бизнесу для развития российской экономики, стимулирования инновационного развития страны и высокотехнологичных производств.
  3. Устанавливаются новые правила определения начальной цены госконтракта и оценки заявок на участие в госзакупках.
  4. Создается Единая информационная система, на которой будут размещаться планы закупок и планы-графики, реестр банковских гарантий, реестр недобросовестных поставщиков, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля, информация об исполнении контрактов. 
  5. Устанавливаются новые обязанности заказчиков: утверждать два документа планирования: план закупок на срок действия соответствующего бюджета,план-график на год и обосновывать соответствие объекта закупки целям госзакупки.
  6. Вводятся новые способы проведения госзакупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Ликвидируется аукцион, на смену которому приходит электронный аукцион.
  7. В зависимости от объема закупки все заказчики должны создать контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего. Профессионализм заказчика — главный принцип контрактной системы. Впервые в системе госзакупок устанавливаются обязательные требования к сотрудникам контрактной службы, контрактным управляющим, членам комиссий, работникам специализированных организаций, сотрудникам контрольных органов. 
  8. Антидемпинговые меры представляют собой повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую добросовестность поставщика (сведения о количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней).
  9. Устанавливается механизм общественного обсуждения закупок и возможности граждан обращаться с жалобами и предложениями в правоохранительные органы и в суд, чтобы напрямую влиять как на планы госзакупок, так и на графики их поставки.
  10. У заказчика появляется обязанность устанавливать обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта при проведении конкурсов и аукционов. Исключение составляют некоторые виды госконтрактов, заключенных на основе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  11. В систему контролирующих органов в сфере госзакупок включены органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего финансового контроля.
  12. Увеличивается доля участия малого бизнеса в тендерах: заказчики должны закупать товар у малого бизнеса в размере не менее чем 15% от общего годового объема в денежном выражении (по 94- ФЗ минимальный порог составлял 10 %), с ценой контракта — не более 20 млн. руб. ( по 94- ФЗ — не более 15 млн. руб.).
  13. Установлен приоритет отечественной продукции перед иностранными товарами и услугами, введены ограничения для иностранных товаров и услуг (по 94- ФЗ эта норма действовала в отношении закупок для нужд обороны и безопасности)